Роман по сценарию

Aктeр и рeжиссeр Рoмaн Пoлянский — o тoм,пoчeму нe нужнo жить в инстaгрaмe, русскoм кинo и чистoм искусствe театра.


Мы устроили съемку в Российской государственной библиотеке, так что давай в этого и начнем. Ты читаешь?


Да. В детстве, естественно, читать не любил, только школьную программу осваивал, и ничего за ее рамками. А сейчас такой кайф получаю от книг, что думаю — может быть, и хорошо, что я тогда не любил читать, может быть, поэтому сейчас такие эмоции.

Говорят что даже книги из школьной программы интересно перечитывать взрослым глазами.  


Наверняка, хотя я по-другому выбираю, что читать. Ищу прицельно драматургию, которую можно поставить. Многое перечитываю, когда идея постановки уже есть в голове. Для ролей изучаю материал — исторические книги, хроники и воспоминания, как было с Гумилевым. Сейчас интернет есть, он помогает планировать: составил список на месяц, залил на планшет — и читай постепенно. Хотя, как по мне, нет ничего лучше бумажной книги. В ней всегда есть история, запах страниц, отдельный кайф перелистывания. В каждой книге, по-моему, есть душа, поэтому ее так приятно держать в руках.

Что последнее прочитал?


«Улитку на склоне». Никогда в жизни Стругацких не читал, фильмов много видел — Тарковского, Германа, Бондарчука, — но даже не подозревал, что у них такой потрясающий язык!

Ты актер или режиссер сейчас? И что в принципе интереснее?  


Я актер в первую очередь, конечно. Хотя эти профессии очень связанные, и обе ­безумно интересные. И, сняв две короткометражки, я совсем по-другому смотрю на актерскую профессию и лучше понимаю режиссеров, с которыми работаю. Хотя стараюсь держать баланс — актерство приносит больше денег, чего скрывать, но в голове все равно возникают режиссерские идеи, и я очень хочу их реализовать.

Как ты понимаешь, что хорошо сыграл?


На каком-то внутреннем уровне, сложно объяснить. Ближе всего, наверное, чувство удовлетворения.

Есть разница в эмоциях от хорошей театральной игры и киношной?


В театре у нас один дубль. И все, следующий будет только в следующем спектакле. А в кино ты можешь один раз сыграть так, как просит режиссер. Второй — включив «актерский дубль», то есть по-своему.

Режиссеры наверняка это не любят?


Умные режиссеры, мне кажется, только приветствуют, потому что лучшее кино — это всегда коллективное творчество. У нас обычно быстрый съемочный процесс и мало времени на подготовку, много сцен снимаются в один день, поэтому режиссер у которого есть свое видение каждой сцены, — хороший режиссер. Иногда я доверяюсь полностью такому видению, иногда спорю — у меня есть режиссер, у которого я снимался в трех проектах. И на каждом из них были сцены, когда мы друг другу доказывали свою правоту. Ругались, кричали, а потом шли на компромисс: половину сцены я играл так, как просил режиссер, половину — как хотел я. В итоге получилось хорошо. Это правильно — в споре ведь рождается истина.

А ты не думаешь, что кино   — это чуть-чуть механика? В театре ты вышел и отыграл, это в своем роде чистое искусство. А в кино — несколько дублей, смонтировали, получился как бы шедевр.  


Как сказал Эйзенштейн, кино — это искусство монтажа. Хорошим монтажом можно вытянуть неудавшиеся сцены, а плохим — испортить весь фильм. Так же и с дубляжем — можно вытянуть с его помощью сцены, а можно и загубить. Прелесть театра в том, что все происходит здесь и сейчас, и только на сцене можно понять, хороший актер или плохой.

А почему в театре всегда переигрывают?  


Это форма такая — сцена ведь большая. Но возьми фильм «Любовь и голуби» — они переигрывают? Да. Ты веришь этим людям?

Да, наверное. Но это же другое   — есть же еще мультфильмы, тоже искусство. Но никто не говорит, что Винни-Пух реалистичен.  


Да, это жанр такой — это кадриль. Но образы же очень яркие! И театр — представь себе, как ты выходишь на двухтысячный зал? Вот Театр Советской Армии, где танки когда-то выезжали. Если человек сидит на галерке, актер со сцены его даже не видит. Говоришь, как в кино, тихо и не размахиваешься в жестах — и зритель ничего не увидит и не услышит. Поэтому все зависит от площадки: большой зал — утрированная игра. Камерный зал — более живая, близкая к жизни.

Ты сейчас говоришь, что и театр   — это тоже механика?  


Конечно! Знаешь, почему ужасно играть драматический спектакль в музыкальном театре с оркестровой ямой? Потому что перекинуть свою энергию через эту дыру титанически сложно. А есть камерные залы, в которых даже напрягаться не нужно, зритель сидит на расстоянии вытянутой руки, и ему в ухо кричать точно нет необходимости.

Актерам, по-моему, сложнее всего приходится в разделении жизни и работы. Как ты   «перезагружаешься»?


Домой прихожу. Этого уже обычно достаточно — жена, дочка, все хорошо. Если я совсем убитый, то прошу домашних, чтобы меня не трогали, и буду просто смотреть в потолок или тупить в планшет. Чтобы мозг как-то выключился.

Вы же давно женаты с Дарьей?


11 лет.

Для актерской среды с ее вечными встрясками это похоже на рекорд. В чем секрет   — в том, что она тоже актриса и все понимает?


И это тоже. Любовь, естественно. Уважение, понимание и, главное, вот это чувство, что ты можешь поговорить с ней обо всем и она тебя поймет. Когда начинаю разбирать сложную роль, я именно с ней разговариваю. Понимаю, что в какой-то момент достаю ее, но она терпит. Она умная, чуткая, чувствительная, с очень хорошей головой и правильными мыслями, и ее слово для меня очень многое значит. Она меня часто ругает. Это нормально.

Так,вот вопрос ребром: а что она говорит по поводу твоих фото в инстаграме?


Пойми, инстаграм у меня для работы исключительно. Там нет вообще ничего личного. Ни фотографий жены, ни ребенка. Я не понимаю людей, которые выкладывают свою личную жизнь на всеобщее обозрение, как по мне, в актере должна быть загадка. Какой в жизни была Фаина Георгиевна Раневская? Кто может об этом рассказать? Никто. А ее роли знают все.

Нино сейчас же все нараспашку, это такая новая реальность.  


Мне кажется, это плохо. Особенно если актер в жизни и в кадре абсолютно одинаковый, это безумно скучно. Это человек, который живет за счет собственной органики, и все. И поэтому же у нас сейчас не делают яркого жанрового кино — такого, как те же «Любовь и голуби».

И про супергероев не снимают!


У нас менталитет другой, у нас про богатырей снимать нужно! А лучше про «Сталкера» или «Сибириаду». Сказки у нас снимать сейчас не будут, не то время. Сейчас все про эту самую органику — чтобы ты какой в жизни был, такой и на экране. Поэтому и инстаграм-блогеры в одночасье могут стать актерами — если на них придет смотреть этот миллион их подписчиков, то этого достаточно. У Германа-старшего и Киры Муратовой этот прием был оправданным, но это отдельный жанр — полудокументальное кино. Его в этой огромной киноиндустрии капля в море, сериалы по этому же принципу лепить очень плохо.

Какое качество своего характера ты считаешь самым плохим?


Я ужасный зануда. Последние минут 5 это доказывают.

А самое лучшее?


Это не у меня, наверное, нужно спрашивать.

Скромный, значит.


Не уверен, все мы не без греха, по-моему. Но мне однажды говорили, что со мной комфортно общаться, что я располагаю к себе людей. Не знаю, правда ли.

Правда.

Фотограф: Олег Евсеев


Стилист: Ольга Лосина


Визажист / стилист по волосам: Татьяна Коноплева


Пролюсер: Валерия Мамзель

Благодарим за помощь в проведении съемки российскую государственную библиотеку

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.