Цвeты — этo нe тoлькo унивeрсaльный подарок, но и возможность построить прибыльный бизнес. Именно цветы дарят на Восьмое марта, День Святого Валентина и Первое сентября. А многим вовсе не нужен повод, чтобы порадовать своих близких роскошным букетом. Об особенностях цветочного бизнеса рассказали основательницы флористических студий.
Ирина, «Флора букет»
Как Вы решились на создание собственного бизнеса?
Было желание! Я понимала, что путь создания успешного бизнеса долгий и сложный. У меня был стартовый капитал, на который я и открыла магазин. Обошлась без кредитов и субсидий. Я считаю это нецелесообразным. Особенно, если вы только начинаете.
В наше время цветочный магазин можно найти буквально на каждом углу, что говорит о высокой конкуренции. Как Вам удается привлекать и удерживать клиентов?
Самое главное — это картинка. Мы стараемся привлечь людей красивой рекламой, профессиональными фотографиями. Очень важны отзывы других клиентов, это повышает доверие к бренду. Ну и высокий уровень сервиса. Мы стараемся держать марку, учитывая пожелания и прислушиваясь к малейшей критике.
Нужно ли иметь профильное образование или быть профессиональным флористом, чтобы успешно запустить цветочный проект?
Нет, необязательно. Для руководителя административные навыки важнее, чем флористические. Нужно быть бизнесменом в первую очередь, иначе ваш проект обречен на провал. Но базовые знания флористики тоже не будут лишними, чтобы курировать работу сотрудников.
Вы сами контролируете поставки цветов в магазин? Или можете доверить менеджеру?
На данном этапе все поставки я контролирую лично. Но в будущем планирую делегировать администратору или менеджеру.
Часто внедряете что-то новое для привлечения клиентов?
Застой губителен для любого бизнеса. Всегда нужно помнить, что кругом много конкурентов. Это тоже инициативные и креативные люди. Важно быть открытым для любых начинаний и не бояться внедрять что-то новое, отличное от остальных, чтобы удерживать спрос. Иначе можно выйти из игры!
Ирина, «Листья»
Цветочная лавка «Листья» в Телеграм: https://t.me/listyasamara63
Что выделяет Вашу цветочную студию среди других?
Колористика — важный элемент в процессе создания букета. Многие об этом забывают, но не наша студия. Мы не просто упаковываем цветы, а производим их тщательный отбор, основываясь на цветовых сочетаниях.
Вы отслеживаете действия конкурентов?
Это неотъемлемая часть любого бизнеса, которая помогает держать руку на пульсе и быть готовым перехватить инициативу в нужный момент.
«Короля делает свита». Насколько важную роль в развитии бизнеса играет Ваша команда?
Наша студия — это семейная мастерская. Многие утверждают, что в бизнесе не должно быть друзей и членов семьи. Однако я не согласна с этим. Кому доверить ответственность, как не своим близким людям? Мы больше, чем просто команда. Это четкий и отлаженный механизм.
Кто в Вашей команде закупает цветы?
Закупкой я предпочитаю заниматься сама или доверяю выбор моей сестре Полине. В этом вопросе главное — найти золотую середину. Мне кажется, лучше контролировать лично, но стоит учитывать риск утомить и демотивировать других сотрудников излишним надзором.
У Вас случались спады? Что Вы предпринимали в такие моменты?
Конечно, спады бывают всегда и у всех. Главное — мужественно выдержать этот период. У нас такое было, когда началась пандемия. Сначала мне казалось, что все пропало. Но истинный бизнесмен должен уметь обернуть обстоятельства в свою пользу. Я нашла выход, и пандемия даже сыграла нам на руку. Мы ввели бесконтактную доставку. И в результате стали зарабатывать больше, чем раньше. Выход есть всегда. Самое важное для бизнеса — это целеустремленность и вера в собственный успех.