Сергей Фоменко: Если Вакарчук был никаким депутатом, то каким он будет президентом? | WomanEL

Эксклюзивнoe интeрвью с пoпулярным aртистoм нaкaнунe юбилeйнoгo кoнцeртa "Чaс лeтить"

3 мaртa в тeaтрe имeни Мaрии Зaнькoвeцкoй сoстoится грaндиoзный концерт украинской культовой группы "Мандри". Это выступление посвященное 20-летнему юбилею группы. "Час летить" — так называется новый альбом "Путешествий". Такое же название имеет и юбилейная концертная программа. Накануне концерта редакцию «Высокого Замка» посетил неизменный руководитель "Мандри" — украинский певец, гитарист и композитор Сергей Фоменко, который давно стал для народа Фомой из "Мандр".

— Несмотря на то, что прошло 20 лет творческой деятельности группы «Мандри», вы неизменно держитесь на волне популярности. Как удается, особенно сейчас, когда появилось много молодых исполнителей, выдерживать конкуренцию?

- Прежде всего, благодаря песенному материалу. Пытаюсь писать такие песни, в которых люди не безразличны. Чтобы песня жила долго, в нее надо вложить душу, чтобы не зависела от времени, чтобы была для сердца. Качественными должны быть и концерты.

— Когда было модно называть группы зарубежными названиями. Сейчас подавно. Вы назвали свой коллектив замечательным украинским словом "Мандри". Что вкладывали в это название?

- Мне нравится путешествовать по миру. И вся наша жизнь — путешествие. Путешествуем по этой земле …

— С первых дней революции Достоинства вы были на Майдане. Как-то в интервью сказали, что сами понимаете многочисленные вещи лучше, чем политики. Почему же тогда не пошли в политику?

- Большинство политикума ориентирована на получение денег. Политика лишь ширма для этого. И если человек начинает играть в ту игру, то должен понять, что там есть определенные правила. Те правила, к сожалению, можно изменить разве для себя. Но тогда этот человек ничего не сможет сделать, ни на что не сможет повлиять. Поэтому моя политика — это культура. Это то, чем я занимаюсь. Последние три года я воплотил в жизнь два больших проекта, один из которых выставка — "Майдан. Украина. Путь к свободе ". Выставку увидели в США, Германии, Канаде, Великобритании и других странах мира. Еще был другой важный проект. По приглашению режиссеров Леонида Кантера и Ивана Ясния (недавно вышел на экраны фильм этих режиссеров о Василии Слепаке "Миф") я стал промоутером американского тура фильма "Добровольцы Божьей четы". Мы показали фильм в 14 городах Америки и десяти городах Канады. Такие вещи должно была делать государство. Благодаря этим проектам убедился, что язык культуры значительно эффективнее, чем политика. Так зачем мне лезть туда, где от меня мало что зависит?

А на Майдан я пошел, потому что не мог терпеть, чтобы такое быдло, как Янукович сидели в президентском кресле.

— Как вы относитесь к тому, что ваш коллега по сцене певец Святослав Вакарчук намерен баллотироваться в президенты?

- Отрицательно. Не потому, что он певец. В мировой истории есть много примеров, когда артисты становились президентами. Вопрос в системе украинской политики. Одно дело — быть успешным музыкантом. А чтобы быть успешным президентом, надо иметь опыт управления, разбираться в кадровой политике. Чтобы стать президентом, нужна поддержка огромных денег, должна быть команда людей, которые будут слушаться. Только тогда президент будет эффективным. В данном случае вижу попытку использовать музыканта, который является мегапопулярным. Вакарчук — это бренд. Видимо, его фамилию используют для того, чтобы система имела другое лицо, но не менялась сама слишком сильно. Для того, чтобы Вакарчук стал эффективным президентом, он должен сначала создать свою партию, которая бы набиралась из молодых людей — специалистов в различных областях. Чтобы не быть зависимым от олигархов и не действовать по их правилам, надо иметь соответствующую систему по финансированию этих выборов. Мы уже видели, каким депутатом был Вакарчук. Никаким! Если он был никаким депутатом, то каким он будет президентом?

— Если бы все же так случилось, что Вакарчук будет баллотироваться на пост президента, пошли бы к нему в команду, например, доверенным лицом?

- Для того, чтобы идти в политику, надо понимать, что будешь там делать. И чем придется пожертвовать. Мне предлагали после Революции Достоинства стать заместителем министра культуры. Но когда пообщался с определенными людьми, понял, что мне не удастся ничего сделать. Так зачем тратить свое время? В Министерстве культуры работает 250 человек, 200 из которых надо уволить, они там лишние. А тем 50, которые остались, надо пройти переаттестацию, чтобы один человек выполнял функции целого отдела, и за это получал достойную зарплату … Я предложил такую ​​реформу, мне сказали, что это невозможно, разразится скандал. Как видим, с тех пор ничего не изменилось. От министра или его заместителя, который не значит ничего и к точке зрения которого никто не прислушивается, ничего не зависит и не изменится. Нет смысла становиться очередным Гаврилюком или Савченко. После школы я выбрал профессию музыканта, чтобы быть независимым. Вместе с тем вижу, что в нашем государстве многое изменилось к лучшему. У нас начали, наконец, производить оружие, впервые за 26 лет независимости стали принимать важные законы для государства — закон о квотах, закон об обязательном присутствии украинского языка и закон об образовании … Начали снимать украинское кино! Кинематограф заговорил на украинском.

— После принятия закона о квотах, стали ли "Мандри" чаще звучать в радиоэфире?

- Могу судить по роялти, которое получаю раз в квартал, что мы в радиоэфире. Хотя хочется еще больше, и мы над этим работаем. Я, наконец, вернулся к музыке. Это — новый альбом. Готовим еще один, который выйдет в конце 2018 года. Будем запускать новые песни в радиоэфир, над которыми сейчас работаем. Мы несколько изменили состав "Мандри", в общем концепцию. Теперь "Мандри" — творческая платформа, потому что много групп и просто музыкантов присоединяются к нашим концертам и альбомам. Единственное, что осталось неизменным — то, что я там руковожу. И даже сам монтирую клипы, потому что знаю, как должно быть.

— Многие украинские музыканты и в том числе и вы присоединились к созданию нового гимна Вооруженных Сил Украины. Какова судьба этого гимна?

- Насколько мне известно, войско уже приняло этот гимн. Это же был заказ Генштаба. Песню уже поют, возможно, не все. Должно еще пройти немного времени, чтобы эта песня стала гимном действительно всех армейцев.

— Вы родились в русскоязычной семье …

- Не совсем так. Я родился в русскоязычном городе. Но семья наша — 50 на 50. Мы жили в Киеве, я учился в советской школе, где была и украинский, и русский язык обязательными. Я учился в четырех школах, последним из которых был лицей восточных языков, где кроме украинского и русского, изучал английский и китайский. Почему оказался в этом лицее? Потому что моя мама много работала, строила комбинат "ПолиграфУкраина", тот, что сейчас печатает биометрические паспорта. Она — выпускница Львовского полиграфического института. Мама руководила большим коллективом, а за мной надо было "глаз да глаз", поэтому меня и отдали в такую ​​специализированную школу-интернат, где я находился целую неделю. Это не был интернат для преступников, как некоторые себе представляют. А специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков. Это сейчас, если зайдете в Киеве в кафе, две трети людей разговаривают на украинском, а ранее в том же кафе только один я говорил на украинском. Украинский впервые услышал и начал нем говорить в Кировоградской области, где жила моя бабушка. Затем возвращался в Киев, где все говорили на русском, пытался говорить на украинском, но опять переходил на русский. В семье мы общались на двух языках. Мама пела (еще и играла на гитаре) украинские и русские романсы.

— Какие аргументы, по вашему мнению, нужны украинским певцам, чтобы стать певцами украинской песни? Что надо сделать, чтобы украинский язык стал модным для всех?

- Я участвовал в рабочей группе по реализации квот, был одним из лоббистов этого закона. Несмотря на то, что было много споров по этому поводу, когда закон вступил в силу, все, кто был в оппозиции, перешли на украинский. Это очень хорошо, потому что свое слово сказало государство. На государственном уровне должна была четкая и последовательная политика: государственным языком должен быть украинский. Часть музыкантов еще не идентифицируют себя с Украиной. Какая-то часть работала и ориентировалась на Москву, там были огромные деньги и, как они считают, настоящая слава. Кое-кто уже "перекрасился", как Ирина Билык, которая снова начала петь на украинском. Только одела кокошник, как снова надо одевать вышиванку ….

— Есть ли среди украинских артистов такие, кому бы вы не подали руки?

- Есть. Это артисты с "ватной" позицией. Имею презрение к таким людям. И оно не теперь появилось. Это древнее презрение, появилось еще тогда, когда понял, что никогда не поеду в Москву с концертами. Лет 17 назад мы таки поехали в Белокаменную посмотреть, может, там действительно медом намазано. Пообщались с местными шоу-бизнесменами. И я сказал своему директору: "Мне это не интересно". Они себя так высокомерно вели, мол, "ну, что, братья, понаехали, денег хотите?". Больше нас там не было. Всегда себя позиционировал свободным человеком, то чем я зависеть от "кацапов"? Но меня радует, что времена изменились. Мы не потерянный народ. Этим и отличаемся от тусклого кацапского мира и всего советского клейма рабов. Мы не рабы!

— Это сейчас вы известный музыкант. Однако когда-то вы работали дворником в Киево-Печерской Лавре. Какие воспоминания сохранили с тех пор?

- Я был молод, мне нравилось, что работал метлой возле церкви. Я еще и работал гардеробщиком в Археологическом музее, рабочим сцены в театре Ленинского комсомола (ныне Молодой театр). Был курьером "жирной" фирмы, где получал 200 долларов. А первая моя работа — в советском колхозе. Мне тогда было 11 лет. Работал все лето в деревне Косовка, где жила бабушка. Пас бычков, разгребал вилами силос, а на элеваторе сухое зерно, помогал грузить удобрения на трактор … За это заработал на велосипед "Украина".

— Знаю, активно участвуете в благотворительности …

- Первый мой опыт благотворительности — сотрудничество с Ассоциацией благотворителей Украины. Ассоциация занималась информацией о тех, кто делает благотворительность. Это такая аналитически-консультационная сеть. Я хотел помочь с творческой точки зрения и создал ролик о благотворительности. Еще выступал перед детьми-сиротами или детей с определенными недостатками. То есть благотворительностью я занимался только как артист. Живых денег не давал.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.