Рoмaн Курцын — aктeр, кoтoрый сoвсeм скoрo будeт вeздe, в тeлeвизoрe в кaждoм дoмe и нa экрaнax всex кинoтeaтрoв. Энeргeтикa зaшкaливaeт, силe вoли остается только завидовать и брать на заметку некоторые важные принципы, которые и сделали его таким известным.
Хочется поговорить с тобой о красавцах. Не думаешь ли ты, что таким, что называется «конвенционально привлекательным» актерам не достаются самые интересные роли?
Какое сложное выражение, неужели оба слова про меня?! Я 11 лет снимаюсь в кино. Сложно было только первые лет семь. (Смеется.) Потому что нужно доказывать, что ты разноплановый, комедийный, характерный, драматический актер — можно долго перечислять. И пока ты этого не сделаешь, тебя будут снимать в одном амплуа. Если продюсеры продолжают давать актеру роли одного толка, это актеру нужно задуматься — возможно, стоит поменяться. Ты получаешь сценарий, приходишь на пробы и всегда можешь сказать режиссеру или продюсеру: «Попробуйте меня на другого персонажа, дайте мне шанс». И никто тебе не откажет. Я сейчас снимался в фильме Павла Руминова «Успех», играл такого трушного рокера, референсом был Курт Кобейн — длинные волосы, гитара, странный взгляд. Похудел для этой роли на 10 килограммов. «Желтый глаз тигра» — я там отморозок, который контролирует весь черный янтарь, суперотрицательный и страшный персонаж, контуженный на войне, с обожженным лицом. Продолжать могу долго: из 45 моих главных ролей примерно половина — вовсе не красавчики. У Суворова в фильме «Все или ничего» я играл толстого ботаника, изначально фильм вообще был написан про трех качков из спортзала. И когда я пришел, сказал: «Дим, мне неинтересно это, я уже был таким в “Фитнесе”». Он ответил: «Давай придумаем роль, которую от тебя никто не ждет». И вот тут появился этот толстый ботаник, которого я захотел сыграть. Если я буду приезжать на пробы самим собой, Ромой Курцыным, — я буду вечно играть качков. Ты сам себе ставишь все возможные рамки. Нужно просто вживаться в новую роль еще до проб, приезжать уже с другим взглядом.
Но ты же все равно целенаправленно прокачивал именно себя, Рому Курцына, а не каждого персонажа, и ты вот такой, с этими бицепсами и трицепсами
Кто меня знает, абсолютно понимает, что прокачиваю я не только мускулатуру. Это всего лишь визуальный эффект, не спорю, приятный. А если серьезно — мог бы закрепить за собой это единственное амплуа, играть вечных качков и стать популярным гораздо раньше. Это предсказуемый путь, многие актеры так делают, подсаживаются на одну историю, держатся за нее и боятся делать что-то еще — а вдруг зрители не примут? Критики осудят, хейтеры разнесут, коллеги засмеют? А меня сложно напугать профессией, я ее слишком люблю. Нужно рисковать, ставить себе сверхзадачи, до которых сложно дотянуться. Когда все готовятся разносить твою очередную роль с уверенностью, что это «не твой материал», — меня это заводит. Почему я так люблю Суворова: все шли на это кино скептически, дескать Курцын будет играть нелепого толстяка. И после просмотра мне телефон оборвали, удивляясь, что я сыграл хорошо. Знакомые ребята, которые монтировали фильм, вообще узнали о том, что я в нем играл, в титрах — очень удивились.
Есть же все-таки некоторый диссонанс. Вот в «Семи ужинах» — ты там играешь офисного клерка. И потом по сценарию у вас там голый ужин, ты раздеваешься — и зритель смотрит на это все и думает: ну какой офисный клерк-то, вы чего? Шаблон рвется.
Ура! Работает! Люблю рвать шаблоны. Это было намеренно сделано. Придумали такой вот неожиданный ход. Я был готов худеть для этой сцены, полтора месяца — и выглядел бы обычным парнем. Но продюсеры и режиссеры решили сыграть вот так внезапно, и это сработало — вот и ты об этом спрашиваешь.
И что, можно вот эти мышцы «сдуть» обратно?
Конечно! Не тренируешься, недополучаешь нужное количество белка — и все, прощай форма, мышцы высыхают довольно быстро. В «Успехе» я нормальный худосочный парень. Удивился только, что, когда так быстро худею, сразу же появляется второй подбородок, хотя персонажу это только на пользу пошло. Всегда мечтал о двух сразу. (Смеется.)
Но тут еще такой момент: какие фильмы у нас снимают и какие типажи востребованы.
У нас действительно боятся снимать красивых людей, хотя эта ситуация постепенно меняется. Еще 10 лет назад практически все сценарии писали про типичных парней из соседнего подъезда, а они выглядят понятно как — не очень. Голливудские актеры в 55 лет выглядят на 35, и очень хорошо, и это часть профессии. Том Круз, Киану Ривз, Уилл Смит, Ди Каприо — они характерные актеры, в них сочетается все.
И вечно молодые, и все понимают, что это фантастика.
Не согласен! Уверен, что в этом плане все зависит от тебя и от того внутреннего огня, который есть в тебе. Мы же сами закладываем этот фундамент, некую программу внутреннюю. Уверен, что и мы сами себя строим, прямо с детства — вся твоя жизнь строится вокруг тех сверхзадач, которые ты перед собой ставишь, и на что ты себя настраиваешь.
Так, подожди. Отсюда подробнее: какая сверхзадача у тебя была в детстве?
Стать самым известным артистом этой страны и получить «Оскар». С семи лет, если точнее. Во втором классе говорил маме: «Я стану самым известным актером этой страны, и круче меня никого не будет». В семь лет было поздно отступать, мама бы расстроилась. Если серьезно, то уверен, что совсем скоро так и будет — я за этот год отработал 16 проектов, которые будут выходить весь год, 8 месяцев без единого выходного, 36 съемочных дней в месяц, день/ночь. Было однажды 82 часа без сна, потому что я выходил из кадра и вставал в кадр.
И увы тебе это удалось?
Я с другой планеты, и у меня ипотека. (Смеется.) После этого просто отсыпался неделю. А так нормально — в самом начале настроился на то, что впереди у меня будет очень жесткий период. Аккумулировал всю возможную энергию и не расплескивал ее нигде, только перед камерой, сознательно это все контролировал. И ни одной сцены не провалил из-за того, что устал или выдохся, сделал все, что было нужно.
Скажи, зачем это все?
У меня много сил, я люблю свою работу и хочу, чтобы мои дети мною гордились. Нужно поработать на свое имя, чтобы потом имя работало на тебя. По-другому ничего не происходит. Либо тебя кто-то все время тащит и продвигает, либо ты простой парень из Костромы, который «делает» себя сам и ищет свой собственный путь. Я где-то в конце третьего курса анализировал фильмы, которые выходили в прокат, смотрел, каких персонажей нам не хватает, чтобы сознательно нащупать какую-то свою нишу. И понимал, что в нашем кино сложно с героями, с которых хочется брать пример. Решил, что с этого и стоит начинать. поэтому и начал нарабатывать опыт экшена и трюков. И сейчас то, что могу сделать я, не может ни один актер в нашей стране. Каскадеры разве что, но они не актеры. Мой преподаватель в Ярославле, Кузин Александр Сергеевич, фанат сценического движения и разноплановости, — он меня учил, что актер должен уметь все. Танцевать, петь, ходить на руках, впитывать, как губка, любые навыки. Прийти на пробы или кастинг — и быть самым лучшим, без натяжек и допущений. И если ты сомневаешься — в тебе будут сомневаться и другие люди. Это правда работает. Я приезжаю на кастинг и говорю: «Закрывайте пробы, никого круче меня не найдете». И в этот же день кастинг закрывался. Так было с фильмом «Крым», например, — 2016 год, я сидел 8 месяцев без работы. Сложное было время, я даже таксовал, чтобы кормить семью. Большинство это приняло бы как утрату профессии, но я был абсолютно уверен, что это крутое приключение, и проживал его максимально. И потом мне позвонили и сказали, что полтора года не могут найти главного героя в «Крым». Второй режиссер мне час по телефону пересказывал сценарий, и я ответил: «Передайте Алексею Пиманову, что я приеду и он меня утвердит на роль, можете больше никого не искать». Пиманов, конечно, удивился такой наглости, но так и вышло.
И ты вот с этих своих семи лет такой?
С детства заложено, точно говорю. У меня нереально крутая мама. И я в школе был в очень лютой компании, очень оторванной — такая классическая дворовая история девяностых, самый бандитский район города. Я там тусовался каждый день с этими ребятами и, несмотря на все это, никогда не курил, например.
Сможешь назвать свои любимые фильмы?
Я ужасный, негодный критик. Слишком люблю эту профессию — даже когда смотрю фильмы, которые не очень удались, все время думаю о том, что над ними работали люди, которые в это вложили кусочек себя, своей души, и пытаюсь найти в них что-то хорошее. В любом кино я нахожу хорошие эмоции.
Но смотришь кино часто?
У меня дома даже телевизор не подключен. Но я отсматриваю все коммерческие фильмы, которые выходят в кинотеатрах, — смотрю, сколько они собирают, анализирую, что работает на зрителя, а что — нет. Как показывает практика, лучше всего работают простые истории и светлые.
Давай добавим скепсиса. Я вот в наш кинематограф не очень-то верю.
А я, наоборот, с каждым годом верю все сильнее. Посмотри, что происходит: раньше на наше кино в кинотеатры вообще не ходили. А последние фильмы миллионы, а то и миллиарды собирают. «Лед», «Я худею», «Гуляй, Вася», «Балканский рубеж» — он чуть поменьше собрал, но все равно окупился. А «Движение вверх» — его сборы такие же, как у «Аватара»! Это, конечно, бизнес, но в этом-то и важность — сейчас уже можно делать крутое коммерческое кино. Это меняет весь процесс: люди думают уже не о том, чтобы слепить что-то невнятное и утащить сколько успеют в процессе, а о том, чтобы сделать успешный фильм и заработать с проката. А в самом большом выигрыше зритель, которому дают смотреть действительно хорошие проекты, — вот так все и должно быть.
Текст: Елена Мун
Фотограф: Николай Темников
Стилист: Ольга Лосина
Ассистент стилиста: Кристина Беридзе
Визажист/стилист по волосам: Татьяна Коноплева
Продюсер: Валерия Майзель
Благодарим за помощь в проведении съемки МУЗЕЙ СОВЕТСКИХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ