Роман Курцын: «Мне нравится работать в фильмах, после просмотра которых хочется жить — в светлом и добром кино»

Рoмaн Курцын — aктeр, кoтoрый сoвсeм скoрo будeт вeздe, в тeлeвизoрe в кaждoм дoмe и нa экрaнax всex кинoтeaтрoв. Энeргeтикa зaшкaливaeт, силe вoли остается только завидовать и брать на заметку некоторые важные принципы, которые и сделали его таким известным.

Хочется поговорить с тобой о красавцах. Не думаешь ли ты, что таким, что называется «конвенционально привлекательным» актерам не достаются самые интересные роли?


Какое сложное выражение, неужели оба слова про меня?! Я 11 лет снимаюсь в кино. Сложно было только первые лет семь. (Смеется.) Потому что нужно доказывать, что ты разноплановый, комедийный, характерный, драматический актер — можно долго перечислять. И пока ты этого не сделаешь, тебя будут снимать в одном амплуа. Если продюсеры продолжают давать актеру роли одного толка, это актеру нужно задуматься — возможно, стоит поменяться. Ты получаешь сценарий, приходишь на пробы и всегда можешь сказать режиссеру или продюсеру: «Попробуйте меня на другого персонажа, дайте мне шанс». И никто тебе не откажет. Я сейчас снимался в фильме Павла Руминова «Успех», играл такого трушного рокера, референсом был Курт Кобейн — длинные волосы, гитара, странный взгляд. Похудел для этой роли на 10 килограммов. «Желтый глаз тигра» — я там отморозок, который контролирует весь черный янтарь, суперотрицательный и страшный персонаж, контуженный на войне, с обожженным лицом. Продолжать могу долго: из 45 моих главных ролей примерно половина — вовсе не красавчики. У Суворова в фильме «Все или ничего» я играл толстого ботаника, изначально фильм вообще был написан про трех качков из спортзала. И когда я пришел, сказал: «Дим, мне неинтересно это, я уже был таким в “Фитнесе”». Он ответил: «Давай придумаем роль, которую от тебя никто не ждет». И вот тут появился этот толстый ботаник, которого я захотел сыграть. Если я буду приезжать на пробы самим собой, Ромой Курцыным, — я буду вечно играть качков. Ты сам себе ставишь все возможные рамки. Нужно просто вживаться в новую роль еще до проб, приезжать уже с другим взглядом.

Но ты же все равно целенаправленно прокачивал именно себя, Рому Курцына, а не каждого персонажа, и ты вот такой, с этими бицепсами и трицепсами


Кто меня знает, абсолютно   понимает, что прокачиваю   я не только мускулатуру. Это   всего лишь визуальный эффект,   не спорю, приятный. А если   серьезно — мог бы закрепить   за собой это единственное   амплуа, играть вечных качков   и стать популярным гораздо раньше. Это предсказуемый путь, многие актеры так делают, подсаживаются на одну историю, держатся за нее и боятся делать что-то еще — а вдруг зрители не примут? Критики осудят, хейтеры разнесут, коллеги засмеют? А меня сложно напугать профессией, я ее слишком люблю. Нужно рисковать, ставить себе сверхзадачи, до которых сложно дотянуться. Когда все готовятся разносить твою очередную роль с уверенностью, что это «не твой материал», — меня это заводит. Почему я так люблю Суворова: все шли на это кино скептически, дескать Курцын будет играть нелепого толстяка. И после просмотра мне телефон оборвали, удивляясь, что я сыграл хорошо. Знакомые ребята, которые монтировали фильм, вообще узнали о том, что я в нем играл, в титрах — очень удивились.

Есть же все-таки некоторый диссонанс. Вот в «Семи ужинах» — ты там играешь офисного клерка. И потом по сценарию у вас там голый ужин, ты раздеваешься — и зритель смотрит на это все и думает: ну какой офисный клерк-то, вы чего? Шаблон рвется.


Ура! Работает! Люблю рвать шаблоны. Это было намеренно сделано. Придумали такой вот неожиданный ход. Я был готов худеть для этой сцены, полтора месяца — и выглядел бы обычным парнем. Но продюсеры и режиссеры решили сыграть вот так внезапно, и это сработало — вот и ты об этом спрашиваешь.

И что, можно вот эти мышцы «сдуть» обратно?


Конечно! Не тренируешься, недополучаешь нужное количество белка — и все, прощай форма, мышцы высыхают довольно быстро. В «Успехе» я нормальный худосочный парень. Удивился только, что, когда так быстро худею, сразу же появляется второй подбородок, хотя персонажу это только на пользу пошло. Всегда мечтал о двух сразу. (Смеется.)

Но тут еще такой момент: какие фильмы у нас снимают и какие типажи востребованы.


У нас действительно боятся снимать красивых людей, хотя эта   ситуация постепенно меняется.   Еще 10 лет назад практически   все сценарии писали про   типичных парней из соседнего   подъезда, а они выглядят понятно как — не очень. Голливудские   актеры в 55 лет выглядят на 35,   и очень хорошо, и это часть   профессии. Том Круз, Киану   Ривз, Уилл Смит, Ди Каприо —   они характерные актеры, в них   сочетается все.

И вечно молодые, и все понимают, что это фантастика.


Не согласен! Уверен, что в этом   плане все зависит от тебя   и от того внутреннего огня, который есть в тебе. Мы же сами   закладываем этот фундамент,   некую программу внутреннюю.   Уверен, что и мы сами себя   строим, прямо с детства —   вся твоя жизнь строится вокруг тех сверхзадач, которые   ты перед собой ставишь,   и на что ты себя настраиваешь.

Так, подожди. Отсюда подробнее: какая сверхзадача у тебя была в детстве?


Стать самым известным артистом этой страны и получить   «Оскар». С семи лет, если точнее.   Во втором классе говорил маме:   «Я стану самым известным актером этой страны, и круче меня   никого не будет». В семь лет   было поздно отступать, мама   бы расстроилась. Если серьезно,   то уверен, что совсем скоро так   и будет — я за этот год отработал 16 проектов, которые будут   выходить весь год, 8 месяцев   без единого выходного, 36 съемочных дней в месяц, день/ночь.   Было однажды 82 часа без сна,   потому что я выходил из кадра   и вставал в кадр.

И увы тебе это удалось?


Я с другой планеты, и у меня   ипотека. (Смеется.) После этого   просто отсыпался неделю. А так   нормально — в самом начале   настроился на то, что впереди   у меня будет очень жесткий   период. Аккумулировал всю   возможную энергию и не расплескивал ее нигде, только   перед камерой, сознательно это   все контролировал. И ни одной   сцены не провалил из-за того, что устал или выдохся, сделал все, что было нужно.

Скажи, зачем это все?


У меня много сил, я люблю   свою работу и хочу, чтобы мои   дети мною гордились. Нужно   поработать на свое имя, чтобы   потом имя работало на тебя.   По-другому ничего не происходит. Либо тебя кто-то все   время тащит и продвигает, либо   ты простой парень из Костромы, который «делает» себя   сам и ищет свой собственный   путь. Я где-то в конце третьего   курса анализировал фильмы,   которые выходили в прокат,   смотрел, каких персонажей нам   не хватает, чтобы сознательно   нащупать какую-то свою нишу.   И понимал, что в нашем кино   сложно с героями, с которых   хочется брать пример. Решил,   что с этого и стоит начинать.   поэтому и начал нарабатывать опыт экшена и трюков.   И сейчас то, что могу сделать   я, не может ни один актер   в нашей стране. Каскадеры   разве что, но они не актеры.   Мой преподаватель в Ярославле, Кузин Александр Сергеевич,   фанат сценического движения   и разноплановости, — он меня   учил, что актер должен уметь   все. Танцевать, петь, ходить   на руках, впитывать, как губка, любые навыки. Прийти   на пробы или кастинг — и быть   самым лучшим, без натяжек   и допущений. И если ты сомневаешься — в тебе будут   сомневаться и другие люди. Это   правда работает. Я приезжаю   на кастинг и говорю: «Закрывайте пробы, никого круче меня   не найдете». И в этот же день   кастинг закрывался. Так было   с фильмом «Крым», например, —   2016 год, я сидел 8 месяцев без работы. Сложное было время, я даже таксовал, чтобы кормить семью. Большинство это приняло бы как утрату профессии, но я был абсолютно уверен, что это крутое приключение, и проживал его максимально. И потом мне позвонили и сказали, что полтора года не могут найти главного героя в «Крым». Второй режиссер мне час по телефону пересказывал сценарий, и я ответил: «Передайте Алексею Пиманову, что я приеду и он меня утвердит на роль, можете больше никого не искать». Пиманов, конечно, удивился такой наглости, но так и вышло.

И ты вот с этих своих семи лет такой?


С детства заложено, точно говорю. У меня нереально крутая мама. И я в школе был в очень лютой компании, очень оторванной — такая классическая дворовая история девяностых, самый бандитский район города. Я там тусовался каждый день с этими ребятами и, несмотря на все это, никогда не курил, например.

Сможешь назвать свои любимые фильмы?


Я ужасный, негодный критик.   Слишком люблю эту профессию — даже когда смотрю   фильмы, которые не очень   удались, все время думаю о том,   что над ними работали люди,   которые в это вложили кусочек   себя, своей души, и пытаюсь   найти в них что-то хорошее.   В любом кино я нахожу хорошие эмоции.

Но смотришь кино часто?


У меня дома даже телевизор   не подключен. Но я отсматриваю все коммерческие фильмы,   которые выходят в кинотеатрах, — смотрю, сколько они собирают, анализирую, что работает на зрителя, а что — нет.   Как показывает практика, лучше   всего работают простые истории   и светлые.

Давай добавим скепсиса. Я вот в наш кинематограф не очень-то верю.


А я, наоборот, с каждым годом   верю все сильнее. Посмотри, что происходит: раньше   на наше кино в кинотеатры   вообще не ходили. А последние фильмы миллионы,   а то и миллиарды собирают.   «Лед», «Я худею», «Гуляй, Вася»,   «Балканский рубеж» — он чуть   поменьше собрал, но все   равно окупился. А «Движение   вверх» — его сборы такие же,   как у «Аватара»! Это, конечно,   бизнес, но в этом-то и важность — сейчас уже можно делать крутое коммерческое кино.   Это меняет весь процесс: люди   думают уже не о том, чтобы   слепить что-то невнятное и утащить сколько успеют в процессе, а о том, чтобы сделать   успешный фильм и заработать   с проката. А в самом большом   выигрыше зритель, которому   дают смотреть действительно   хорошие проекты, — вот так все   и должно быть.

Текст: Елена Мун


Фотограф: Николай Темников


Стилист: Ольга Лосина


Ассистент стилиста: Кристина Беридзе


Визажист/стилист по волосам: Татьяна Коноплева


Продюсер: Валерия Майзель
Благодарим за помощь в проведении съемки МУЗЕЙ СОВЕТСКИХ ИГРОВЫХ АВТОМАТОВ  

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Обсуждение закрыто.