Бaлeринa, пeрвaя сoлисткa Бoльшoгo тeaтрa Aннa Тиxoмирoвa — oб эмoциoнaльнoй экспрeссии и внутрeннeм спoкoйствии, o рoкoвoй Кармен и воспитании детей, о счастье в моменте и масле Abeille Royale от Guerlain.
Увидел у Вас в Инстаграме, как Вы примеряете одежду. Можете рассказать про отношение к своему телу? Всегда были довольны собой?
Я всегда хорошо относилась к своему телу. И сейчас, когда смотрюсь в зеркало, оно мне нравится, даже если мне кажется, что я не в форме. Я сейчас уже мама двоих детей, в связи с чем очень похудела, плюс много работаю. И в этой худобе я тоже вижу немало прекрасного — она добавляет мне женственности, мягкости. И для балета это лучше.
В детстве мне тоже хотелось быть более худой, чем подруги. Нас в училище взвешивали каждый месяц, и мне хотелось видеть на весах цифры поменьше. (Смеется.) Но все равно свое тело я любила всегда. Ведь главное — не килограммы. Почему вообще надо стесняться своего тела? Женщина априори прекрасна. Нет ничего хуже, когда она сидит на диетах, уничтожая свое тело, издеваясь над ним. Когда у нее будет внутренняя гармония, лишние килограммы сами уйдут без противостояния и борьбы.
Вы родились в Москве. Есть мнение, что москвичам сложнее удается прокладывать себе дорогу в профессии и жизни, потому что они у себя на родине, они расслаблены и меньше стараются. А вот люди из регионов как раз бойкие, смелые, готовы пробиваться — у них это и выходит лучше. Согласны?
Нет. Конечно, когда ты приезжаешь из родного города, тебе нечего есть, негде спать, то приходится прилагать особые усилия. Так моя сестра когда-то уехала в Америку, ей там пришлось начинать с нуля и потрудиться, чтобы выжить.
Да, у меня такого не было. У нас простая творческая семья, родители не зарабатывали больших денег, но и нам с сестрой повезло: папа и мама делали все возможное, чтобы мы получили образование. Мы всегда хорошо кушали, у нас всего было в достатке. У меня были цели — я мечтала о карьере балерины, — и место моего рождения не облегчило путь к этой мечте. Так что не думаю, что москвичи делают это спустя рукава.
Главное не то, где ты родился, а какие черты характера заложили в тебя в детстве. Как ты коммуницируешь с социумом. Какие у тебя учителя. И мне с этим повезло. Родные, наставники воспитали во мне стремление к успеху, к желанию творить и этим делиться. Балет — вообще это такое альтруистическое искусство. Когда отдаешь себя зрителю без остатка, то чувствуешь себя самым богатым человеком на Земле.
Если спрашивают про балет, то Вы чаще рассказываете, какой это классный вид искусства или, наоборот, пугаете профана страшными историями о нем?
Всегда стараюсь рассказывать о балете как о прекраснейшем виде искусства. Балет — он вообще о красоте, о преданности, это такой эфемерный вид искусства, который наполняет людей, сидящих в зале. И нас тоже, когда мы делимся своими эмоциями и переживаниями через спектакли. Да, это огромный путь, но я счастлива в нем.
Какие стереотипы о балете Вас больше всего раздражают?
Например, многие считают, что это как спорт — быстрее, выше, сильнее. А это совершенно не так. Балет включает в себя и актерское мастерство, и искусство перевоплощения, и, безусловно, работу тела на пределе возможностей. Чтобы на сцене все было легко и красиво, мы проводим в зале по 12 часов.
Раньше считалось, что у балерины не может быть детей. Здесь я уже все стереотипы порушила. У меня двое прекрасных деток, и я танцую. С удовольствием еще рожу, если Бог даст.
Еще стереотип: скандалы, интриги, расследования в балетной среде. На моих глазах такого не случалось. Наоборот, все стараются уважать и поддерживать друг друга. Конечно, есть люди, которые любят склоки, — каждый видит в меру своей испорченности. Стараюсь этого не замечать.
Какой этап своего становления Вы считаете особенным? В какое время Вы хотели бы вернуться?
Этапов было много. Но один из ярких — участие в проекте «Большой балет» на телеканале «Культура», где мы с моим мужем Артемом Овчаренко выиграли Гран-при как лучшая пара. И перед нами открылись двери. Я стала танцевать больше главных партий и открывать себя в новых амплуа. Наступило интересное творческое время. Но возвращаться никуда не хочу. Я абсолютно счастлива здесь и сейчас.
Какие спектакли со своим участием Вы бы посоветовали посмотреть тому, кто Вас совсем не знает?
Любимейшая мною партия — это Китри в «Дон Кихоте». Мне нравятся страстные и эффектные роли — неспроста я мечтаю станцевать Кармен. Еще балет «Укрощение строптивой». Но люблю и легкие, как в «Сильфиде», или нежные, как Мари в «Щелкунчике». «Онегин», где танцую Ольгу вместе с мужем (партия Ленского).
Насколько одинаково воспринимают балет мужчины и женщины? Наверняка Вы обсуждали это с супругом?
Мой супруг — премьер Большого театра, на сцене мы вместе уже 13 лет. Но я думаю, что восприятие балета не зависит от пола — скорее от характера. Приходишь в балетное училище — там много девочек, которые мечтают стать балеринами, танцевать в пачках. А вот мальчики как раз не понимают, зачем им все это нужно. Но на втором и третьем курсе ребята делают уже все более осознанно — трюки, пируэты, прыжки. Даже соревнуются, кто выполнит лучше и больше. Уже в театре я наблюдаю, как участие в спектакле для мужчины становится стремлением преподнести свою партнершу правильно.
Как считаете, союз творческих людей — это сложно?
Для нас это прекрасно. Мы стараемся дополнять друг друга. Но у нас есть правило: приходим домой и практически перестаем говорить о работе. Дома мы — Аня и Артем, два любящих человека. Работу обсуждаем в театре. Наверное, творческие люди обычно бывают сверхэмоциональными, но Артем у меня по природе спокойный, рассудительный и мудрый. Ему и моя излишняя эмоциональность не мешает. Еще мы вместе стараемся культивировать красоту и мотивировать людей думать, как прекрасна жизнь.
Вам нравится узнавать о модных трендах, интересных бьюти-продуктах?
Я достаточно спокойно отношусь к моде. К сожалению, даже не успеваю за ней следить. Всегда одеваюсь так, как мне комфортно, по настроению. Гармонично и сексуально, чтобы нравиться и себе, и мужу. За трендами, новыми коллекциями не гонюсь. Даже наоборот, когда все покупают что-то конкретное, мне категорически этого делать не хочется.
Люблю российских дизайнеров. Особенно когда знаю, как они работают над своей продукцией, сколько труда в нее вкладывают. Например, есть бренд Maison Kaleidoscope, который создала моя подруга, в ее вещах очень много женской энергии.
Что касается бьюти-средств, то я постоянно наношу макияж перед выходом на сцену. Использую много разных средств, подбираю их под свою кожу. Сейчас в бьюти-средствах ценю натуральность и экологичность. Из последнего мне нравится Guerlain (к тому же уже многие годы этот бренд — спонсор Большого театра). У них отличное масло Abeille Royale, прекрасно подходит моей коже для увлажнения после тяжелых спектаклей, мейкапа. Оно действительно восстанавливает и делает кожу более подтянутой и бархатистой. Раньше, когда много гастролировали, закупала разные палетки — особенно любила палетки теней, даже коллекционировала их. Сейчас гастролей меньше, но я стараюсь выезжать не больше чем на два-три дня, чтобы не оставлять надолго детей.
Что хорошего и плохого происходило с Вами в пандемию?
Было непросто из-за отсутствия работы, но мы начали давать мастер-классы по Zoom — для русских и иностранных студентов. Ребята говорили, что благодаря нам не теряли надежду и продолжали заниматься.
В остальном прекрасное время для нашей семьи, потому что я была беременна. Перед самым началом пандемии мы всей семьей, с родителями, полетели к моей сестре в Америку — отдохнуть. Успели вернуться буквально последним рейсом. Родила я в Москве — в июне у нас появился сын Даниэль. В роддомах из-за пандемии нельзя было рожать вместе с мужем. Но мы нашли вариант — на Севастопольском проспекте в MD GROUP. Нас приняли, и я очень рада, что Артем был рядом и помогал мне.
Вы уже поняли, какая Вы мама?
Мне кажется, я очень любящая мать и очень демократичная — слишком балую детей. Это огромное счастье — видеть, как растут дети, как у них раскрываются таланты. В свои три года Ариашка рассказывает сказки, поет и танцует. У нее ноги прямо такие балетные, мягкие. Красивые, с подъемом. При этом у меня нет задачи вырастить ее балериной, но радостно видеть, как она развивает свое актерское мастерство, как в три года сама рассказывает сказки.
Вы знаете, как привить девочке грацию и женственность?
Ариаша у меня постоянно говорит: «Я принцесса. Мамочка, и ты у меня самая красивая на свете. Прямо как я». Женственность прививается собственным примером. Дети же повторяют за родителями. Если ты гармонична и прекрасна снаружи и внутри, то ребенок все считывает. А балет — он именно такими качествами и наделяет.
Посмотреть эту публикацию в Instagram