Oкaзывaeтся, у нeдoстaткa мoтивaции и прoблeм с успeвaeмoстью у рeбeнкa eсть причины. Пoчeму нaм всeм в дeтствe стoилo прoйти нейродиагностику и что можно узнать по ее результатам — отвечает Екатерина Петренко (@Ekaterina_neiro), эксперт в области детской нейропсихологии.
Группа Екатерины Петренко в Телеграм: https://t.me/children_psy_neiro
Екатерина, Вы уже 10 лет работаете с детьми в качестве нейропсихолога. Можете объяснить, в чем отличие от обычной психологии? В каких случаях нужно обращаться именно к Вам?
Нейропсихология изучает развитие мозговых структур у детей. Специалисты проводят диагностику, чтобы выявить или исключить какие-либо нарушения, а потом выдают рекомендации на основе полученных результатов.
Я работаю с детьми всех возрастов. Но все же в большинстве случаев родители обращаются за помощью, если ребенок долго не начинает говорить. Задержка развития речи далеко не всегда происходит по очевидным причинам — из-за неправильной артикуляции или проблем с дыханием. Очень часто проблема может быть связана с формированием высших психических функций, и вот тогда консультация нейропсихолога необходима. Специалист не только поможет малышу заговорить, но и скорректирует дальнейшее развитие восприятия, памяти, мышления и речи.
Конечно, записаться на прием к нейропсихологу можно и без конкретного запроса. Выявление сильных и слабых сторон ребенка, проверка психологической готовности к школе, помощь с выбором подходящего вида спорта или творческого кружка — все это тоже входит в общую консультацию.
Еще одна категория детей, с которыми я работаю, — школьники. Успешная адаптация к школе зависит от многих факторов, а не только от знания алфавита, умения считать и писать. Чтобы учеба казалась легкой и интересной, у ребенка обязательно должно быть развито внимание и пространственное мышление. Поэтому, как мне кажется, для будущих первоклассников консультация нейропсихолога не менее важна, чем плановая проверка зрения у окулиста или посещение педиатра во время медкомиссии.
Трудности с основными предметами в начальных классах также могут стать поводом обратиться к нейропсихологу. Если с первого дня в школе ребенку трудно даются диктанты, устный счет и решение задач по математике, это необязательно говорит о пробелах в знаниях, недостаточном уровне подготовки. На определенных этапах развития у детей резко снижается концентрация внимания, что вполне может привести к таким результатам.
Если у первоклассника совсем не получается списывать и работать с текстом, он допускает ошибки в оформлении классной и домашней работы, забывает ставить точки и запятые, то для нейропсихолога это верный сигнал, что проблема есть. Сами родители иногда даже не обращают внимание на подобные мелочи. При любых сомнениях я советую записаться ко мне на диагностику. Потом вместе с родителями мы примем решение: нужны ли будут повторные приемы и консультации в дальнейшем или они продолжат следовать моим советам самостоятельно.
В чем заключается нейродиагностика? Что можно узнать на приеме у специалиста?
Нейродиагностика выявляет индивидуальные особенности ребенка, сильные и слабые стороны высших психических функций. На этом приеме присутствие родителей обязательно.
Предварительно я собираю анамнез. Во время консультации спрашиваю у мамы, как готовились к беременности и как она проходила, насколько легкими были роды, каким был первый год жизни малыша. Уточняю особенности моторного развития, то есть во сколько месяцев ребенок стал ползать, когда начал ходить. Всегда спрашиваю, были ли какие-то заболевания в младенческом возрасте. На основе всех этих фактов уже можно делать первые предположения и искать причины нарушений.
В ходе диагностики я провожу моторные пробы и даю комплекс заданий, которые помогают оценить уровень развития высших психических функций — внимания, памяти, мышления. Есть специальная методика, разработанная еще советским профессором Александром Романовичем Лурия, одним из основателей нейропсихологии. Позже эти методы были адаптированы, но их продолжают использовать современные специалисты, чтобы оценить особенности функционирования зон головного мозга.
Нейродиагностика будет полезна для ребенка, если во время беременности или родов возникали осложнения. Гиперактивность, рассеянность, утомляемость, медлительность, нарушение сна или координации, недостаточно развитая моторика, детские страхи, уже упомянутые проблемы с задержкой речи и адаптацией к школе — любой пункт из этого списка говорит о необходимости провести диагностику хотя бы в профилактических целях.
Как часто Вы работаете онлайн? Насколько дистанционные сеансы эффективны по сравнению с реальными встречами?
После пандемии пришлось принимать новую реальность и приспосабливаться к другим методам работы. Есть ли возможность организовывать оффлайн-сеансы или нет, количество детей, которым нужна помощь нейропсихолога, не уменьшается. Именно поэтому в 2020 году я стала предлагать родителям проводить онлайн-встречи. Так у меня появилась возможность консультировать семьи из других городов и регионов, что, безусловно, большая победа.
На мой взгляд, онлайн-формат ничуть не уступает в эффективности реальным встречам. Я легко могу провести диагностику и составить для родителей план действий, даже если нас разделяют сотни километров.
В разгар пандемии также начала проводить индивидуальные занятия для детей онлайн. Правда, такой вариант подойдет только для ребенка от 5-6 лет, потому что малышам будет сложно долгое время сидеть у компьютера, не отвлекаясь и не убегая.
Прямо сейчас я занимаюсь с несколькими школьниками из разных регионов и могу уверенно сказать, что дистанционные встречи тоже дают потрясающие результаты. Занятия с нейропсихологом помогают ребенку улучшить свои навыки общения и сделать процесс обучения в школе более легким и приятным. Эту динамику можно проследить после и онлайн-, и оффлайн-встреч.
В своем блоге Вы писали: «В нашей профессии важно быть все время на плаву, нельзя останавливаться в знаниях». В ближайшее время планируете дополнительно пройти какое-нибудь обучение?
Я учусь постоянно. Прохожу примерно 2-3 курса в год в дополнение к длительным программам. У меня довольно большой практический опыт, но хочется постоянно расширять свой профиль, чтобы консультировать родителей не только по узким вопросам нейропсихологии. Для этого и нужно все время обновлять теоретические и практические знания, повышать квалификацию.
Помимо курсов и других образовательных программ, я работаю с наставником, который дает обратную связь о качестве моих услуг и методов консультирования. Любому специалисту есть куда стремиться и в чем совершенствоваться.
В ближайшее время планирую познакомиться с совершенно новой для себя сферой и отучиться на нутрициолога. Ко мне на прием часто приводят детей с нарушениями пищевого поведения, поэтому расширить знания в этой области было бы не лишним.
Как часто Вы применяете свои знания о психологии в обычной жизни? Каких принципов в воспитании ребенка придерживаетесь Вы сами?
Бесспорно, знания о психологии поведения детей очень полезны для меня в обычной жизни, как для мамы. В качестве родителя моя главная задача — воспитать в дочери самостоятельность, чтобы она могла принимать какие-то базовые решения без моей помощи и знала, как вести себя в любой ситуации.
Умение планировать, грамотно организовывать собственную деятельность и находить мотивацию — эти качества пригодятся ребенку и в общении с другими людьми, и на всех уровнях обучения, и в будущем построении карьеры.
Я считаю, что научить выбирать, правильно мыслить, управлять эмоциями намного важнее, чем обеспечить детей в материальном плане. Ребенку в первую очередь нужен проводник в жизни, и этим проводником должен стать родитель.
Какие книги по воспитанию детей и детской психологии можете посоветовать?
Из более приближенной к жизни литературы, написанной простым и понятным языком, рекомендую познакомиться с автором Юлией Гиппенрейтер. Ее книгу «Общаться с ребенком. Как?» можно начинать изучать еще до рождения малыша и в любой момент возвращаться к практическим советам.
Хорошие книги по детской психологии, которые я сама люблю иногда перечитывать, есть у Людмилы Петрановской. В них молодые родители найдут самую основную информацию о развитии детей.
Если каждый папа и каждая мама прочитают хотя бы по одной книге этих авторов, то вопросов по воспитанию уже будет намного меньше. Но, конечно, при возникновении любых сложностей вы можете обратиться за помощью к специалисту, который подскажет, что нужно делать в вашей конкретной ситуации и разработает индивидуальный подход к ребенку.
Я в основном провожу диагностики и консультации в Москве, а также раз в 2-3 месяца выезжаю в такие крупные города, как Санкт-Петербург, Краснодар, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Казань, Воронеж. На онлайн-встречах жду вас в любое время и всегда готова провести индивидуальные занятия с ребенком дистанционно.
Записаться к Екатерине на консультацию: https://taplink.cc/children_psy
Связаться в WhatsApp: +7 (916) 055-92-04